"Заявление о более тесном российско-китайском военном сотрудничестве является ярким признаком разгорающегося геополитического соперничества: Россия и Китай пытаются противопоставить себя миру, в котором доминируют США", - пишет обозреватель The Financial Times Гидеон Рахман.
По мнению автора, два заявления российского министра обороны Сергея Шойгу в особенности привлекают внимание. Заявлены намерения, во-первых, создать "коллективную региональную систему безопасности" и, во-вторых, провести совместные военно-морские учения в Средиземном море в следующем году.
"Однако преждевременно заключать, что формируется российско-китайский блок, который уже находится в полномасштабной конфронтации с Западом. Китай, как представляется, искусно играет на два фронта", - рассуждает Рахман.
"Очевидно, что у России и Китая есть общие обиды на США. В особенности обе страны раздражает, что Америка отказывается позволить им господствовать над соседними странами", - считает журналист.
"Но Россия намного слабее Китая. В результате, России пришлось согласиться на невыгодную цену на газ в рамках энергетической сделки, заключенной с Китаем в мае. Сейчас Китай также настаивает на том, чтобы Россия продала ему высокотехнологичное оружие, которое русские ранее отказывались ему предоставлять", - говорится в статье.
"Более того, у России все еще есть серьезные опасения относительно долговременных последствий возвышения Китая. Российский Ближний Восток богат ресурсами, малонаселен, и значительные его части были колонизованы Китаем в XIX веке. За российско-китайским сближением, безусловно, следует наблюдать - в долгосрочном периоде отношения могут испортиться", - заключает Рахман.
|